Несмотря на внедрение риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности (КНД), перелома в поведении контролеров пока не произошло — количество проверок на ряде рынков возросло, жаловались вчера представители бизнеса на заседании «Опоры России». Правительство обещает сокращать избыточный контроль, но руководствоваться будет не отдельными сигналами с рынка, а оперативными данными о состоянии КНД — для этого налажен сбор аналитики по досудебному обжалованию действий контролеров, проверкам и нарушениям обязательных требований, а вскоре добавится и статистика по КоАП. Проблема, решение которой пока никто не смог найти,— откат реформы КНД из-за возвращения обязательных требований через Госдуму.
Так, госорганы не готовы отказываться от контрольных полномочий, из-за чего наблюдается «взрыв административных расследований».
В правительстве обещают бороться с избыточным контролем, но на основе реальных данных о его состоянии. Для этого в Белом доме налажен комплексный мониторинг КНД на основе данных из реестров проверок, обязательных требований и системы досудебного обжалования — гибкой настройкой контроля и надзора занимается специально созданная рабочая группа по управлению данными под руководством главы аппарата правительства вице-премьера Дмитрия Григоренко (см. “Ъ” от 2 марта). В перспективе в цифровой контур контроля и надзора будет погружена статистика нарушений Кодекса административных правонарушений (КоАП), сообщил статс-секретарь, заместитель главы Минэкономики Алексей Херсонцев. Пока достаточных данных об административных нарушениях у правительства нет.
«Мы можем выстроить контролеров только на основе данных, пока же это борьба эмоций»,— отмечает заместитель главы аппарата правительства Ольга Чепурина.
Так, заявления о возросшем количестве проверок могут не подтверждаться данными системами. При этом чиновница привела в пример руководство Роспотребнадзора, которое удивилось статистике по ведомству и отправилось думать о корректировке подхода к надзору.
Другая серьезная проблема, вызывающая обеспокоенность бизнеса,— отсутствие оценки регулирующего воздействия поправок к законопроектам ко второму чтению в Госдуме. Такая лазейка в некоторых случаях сводит к нулю результаты «регуляторной гильотины». Так, по словам первого вице-президента «Опоры России» Владислава Корочкина, обязательные требования по семеноводству, от которых отказались в результате «гильотины», вносятся ко второму чтению в законопроект поправками сенаторов. «Мы не знаем, что с этим делать. Пока вменяемых предложений нет»,— честно призналась госпожа Чепурина. В правительстве рассчитывают на содействие делового сообщества. Впрочем, член Совета федерации Павел Тараканов не согласился с критикой, указав, что ни одна поправка не принимается без учета мнения правительства, а бизнес неактивно взаимодействует с парламентом.
Газета «Коммерсантъ» №188 от 15.10.2021, стр. 2