В ходе реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) правительство создает цифровую платформу мониторинга контроля и надзора в России — все существующие сейчас информсистемы, задействованные в ней, будут связаны. Интегрированная среда для управления КНД, по расчетам правительства, позволит продолжить одну из крупнейших реформ за последние десятилетия. На первом этапе ресурсы для этой реформы конечны, в дальнейшем унификация взаимодействия в КНД и возможность быстрой модернизации административных процессов в госорганах позволят управлять административной нагрузкой на экономику намного более эффективно.
Как стало известно “Ъ”, в аппарате правительства создается так называемая цифровая платформа мониторинга КНД — инструмент, объединяющий всю имеющуюся у органов власти информацию о том, что происходит в этой сфере. Основные задачи проекта — объединить все информсистемы госструктур, участвующих в контрольно-надзорной деятельности, обеспечив аналитическую обработку этой информации в режиме реального времени на территории всей страны.
По данным “Ъ”, проект цифровой платформы, инициированный главой аппарата правительства вице-премьером Дмитрием Григоренко, рассматривается как новый этап (его сроки пока не определены) в реформе КНД, идущей с 2017 года, и позволит продолжить ее в новом качестве — как постоянно управляемый процесс.
Напомним, сама по себе реформа включала несколько связанных треков, каждый из которых считался отдельной проблемой. С точки зрения бизнеса смежными проблемами были практики КНД в проверяющих госструктурах (большая административная нагрузка на проверяемых, коррупция и угроза разрушения бизнеса, архаичность технологий проверок) и сложность и фрагментарность требований к проверяемым (всякий контролер имел свои правила проверок). Часть правительства считала проблемами состояние законодательства (множество устаревших требований), отсутствие систем управления рисками, нечетко определенные поля контроля разных госструктур и их пересечения (последствия — от внутренних конфликтов в органах власти до избыточной траты ресурсов на КНД) и неэффективность КНД как таковой. Наконец, позже выявились более системные сложности: исправление конкретных проблем КНД было, по сути, разовым, а управлять этой деятельностью как чем-то единым было невозможно из-за отсутствия общей информации о происходящем и дороговизны и сложности тотальной цифровизации всей КНД.
Со второй половины 2020 года реформа, из-за пандемии почти выпав из общественного поля зрения, вошла в новую стадию.
Так, в рамках «регуляторной гильотины», охватывающей 190 видов госконтроля и почти 500 тыс. обязательных требований, было отменено 12,3 тыс. нормативно-правовых актов (9,3 тыс.— советского времени) и около 33% требований, значительная часть — упрощены (впрочем, из-под действия этой части реформы КНД заранее была выведена значительная часть сферы работы силовых органов). Установлены и постоянные механизмы консультаций с бизнесом и экспертами по введению новых обязательных требований. Законодательство в этой сфере было обновлено, велась и унификация подходов к проверкам и к системам управления рисками в органах КНД. Наконец, создавались интерфейсы взаимодействия проверяемых и проверяющих, включая цифровые. Впрочем, на этом этапе, видимо, стало очевидно, что ресурсы подобных реформ велики (что и обеспечило популярность реформы КНД по крайней мере в бизнес-сообществе), но не безграничны: риск-ориентированный контроль в каждом госоргане будет специализироваться, а вся система — терять стройность и управляемость.
Цифровая платформа мониторинга КНД призвана решить большую часть этих проблем: по существу, это новый этап реформы, реализующий на практике положения нового закона о госконтроле и его так называемого закона-спутника 170-ФЗ. В рамках этого проекта объединяются все созданные в КНД информсистемы, в том числе уже объединяющиеся сейчас в рамках нового закона о госконтроле. Напомним, по нему созданы и запущены в 2020–2021 годах в промышленную эксплуатацию три госинформсистемы: единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (он приходит на смену Единому реестру проверок, существовавшему в том числе для их согласования с прокуратурой), единый реестр видов контроля и информсистема досудебного обжалования. По ней с августа 2020 года по 30 июня 2021 года Белый дом в 19 контрольных ведомствах по 63 видам контроля провел эксперимент, признанный успешным: досудебное обжалование действий органов КНД было обязательным для всех, создан электронный интерфейс по жалобам. С 1 июля по 59 видам контроля досудебное обжалование в единой системе обязательно, с 1 января 2023 года оно станет обязательным для всех видов госконтроля, упомянутых в новом законе о нем.
К этому времени единая цифровая платформа должна сильно расширить возможности правительства в КНД.
За счет доступа к аналитике по всем видам контроля в режиме реального времени, сопоставления ее с данными ГАС «Управление» и другими госинформсистемами, в том числе бюджетными, станут возможными детальные и достоверные оценки деятельности КНД, ее результативности, а также связи особенностей ее устройства в конкретном органе с показателями. Но, видимо, главное в идее цифровой платформы — то, что это настраиваемая и масштабируемая система, позволяющая продолжить реформу КНД во внепроектном режиме. В «гражданской» части возможна постоянная динамическая адаптация КНД к нуждам экономики — предыдущий этап реформы этого не предполагал.
Газета "Коммерсантъ" №124/П от , стр. 2