В содружестве государства, бизнеса и науки

30.05.2017 Точка зрения

Значение стандартизации, технического регулирования как инструментов развития экономики страны сегодня все в большей степени осознается как во властных структурах, так и в предпринимательском сообществе.

Показательным в этом плане является очевидный рост авторитета уже действующих на базе объединений бизнеса или федеральных органов исполнительной власти всевозможных площадок для обсуждения и выработки соответствующих решений в сфере технического регулирования, стандартизации, оценки соответствия.

К числу наиболее эффективных подобных структур можно с полным правом отнести Рабочую группу по вопросам технического регулирования деятельности организаций нефтегазового комплекса при Минэнерго России.

Наш собеседник – председатель Рабочей группы, заместитель директора Департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго России А. Е. Савинов.

 

– Александр Егорович, каковы были предпосылки для создания Рабочей группы?

– Причин было несколько. Даже сейчас, общаясь с менеджерами компаний разных уровней, я понимаю, что многие из них, если не большинство, очень плохо разбираются в вопросах нормативного регулирования. В том числе речь идет и о техническом регулировании. Вникать в эти вопросы они, как правило, начинают после общения с представителями органов надзора, которые фиксируют нарушения компанией установленных требований, в том числе технических регламентов.

Второй момент. В начале 2000-х годов стала совершенно очевидной проблема «разрыва» между отечественными производителями нефтегазового оборудования и нефтегазовыми компаниями. Это спровоцировало в конечном итоге поворот компаний в сторону западного рынка. Импортное оборудование для нужд нефтегазового комплекса закупалось все более активно. По качественным показателям оно превосходило отечественную продукцию. Кроме того, имел значение и тот факт, что российские производители не могли предоставить потребителю весь необходимый комплекс сервисных услуг. Отсюда – наша значительная зависимость от импорта.

И еще один фактор, который сподвиг нас на организацию Рабочей группы. Еще в советские времена существовали так называемые научно-производственные объединения. Там наука и производство взаимодействовали как бы в едином пространстве. Это сотрудничество давало хорошие результаты. Кстати, этот опыт активно перенимался в то время многими западными компаниями. У нас же в 90-х годах по понятным причинам связи науки и производства были практически утеряны. Они не восстановлены и по сей день. Мы в свое время провели опрос нефтегазовых компаний с целью понять, какое оборудование им прежде всего необходимо. Одновременно узнали у представителей науки, разработчиков – что они могут на данный момент предложить потребителю. Несовпадение спроса и предложения было практически стопроцентным!

Эта ситуация стала еще одной причиной создания при министерстве Рабочей группы по техническому регулированию, которая сформировалась в 2008 году. Мы пригласили в ее состав ряд научно-исследовательских организаций, представителей наиболее развитых нефтегазовых компаний отрасли.

 

– Производство и наука взаимодействуют в составе Рабочей группы достаточно эффективно?

– Да, конечно. Например, Роснефть, Газпромнефть, ЛУКОЙЛ, РГУ им. Губкина и ряд других институтов совместно прорабатывали вопрос по созданию структуры, подобной французскому Институту нефти и газа, с целью разработки, реализации и сопровождения пилотных проектов инновационного развития нефтегазового комплекса. Со временем от создания такого аналога мы отказались, но в итоге был сформирован Национальный институт нефти и газа, который сейчас достаточно эффективно работает под эгидой РГУ им. Губкина. Институт обеспечивает функционирование технологической платформы «Технологии добычи и использования углеводородов». На сегодня, на мой взгляд, это одна из самых действенных площадок прежде всего для решения задач, связанных с добычей углеводородного сырья.

Мы активно обсуждаем на заседаниях нашей Рабочей группы вопросы импортозамещения, которые тесно связаны с проблемами стандартизации. Выяснилось, например, что многие положения стандартов сегодня уже не отвечают требованиям времени. Разработанные еще в 80-е годы, они стали тормозом при разработке новых проектов.

На Рабочей группе принято решение разрабатывать документ в области стандартизации, устанавливающий правила технологического обеспечения обустройства месторождений нефти на суше, и такой же – по морским месторождениям. Это новые документы в области стандартизации, которые мы разрабатываем в инициативном порядке. В этой работе активно принимают участие несколько компаний нефтегазового комплекса и отраслевых научных организаций. Думаю, уже в этом году первый стандарт – по обустройству месторождений на суше – будет принят.

В 2010 году мы провели анализ нормативных документов, которые используются нефтегазовыми компаниями в практической работе. Выяснилось, что львиная доля документов, таких как «руководящие документы» (РД), применяется в нефтегазовом комплексе, тогда как они не являются нормативными актами. Применение их при осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) может повлечь за собой значительные финансовые риски для компаний.

В общем, проблем накопилось немало, что привело к необходимости разработки системного документа, конкретной программы стандартизации в нефтегазовом комплексе.

Главная задача перспективной Программы развития стандартизации в нефтегазовом комплексе – повышение уровня конкурентоспособности продукции нефтегазового комплекса, модернизации и технологического развития в сфере добычи, транспортировки, переработки и реализации углеводородного сырья и продуктов его переработки.

В 2015 году эта Программа была окончательно сформирована силами Минэнерго России при непосредственном участии нашей Рабочей группы, проект был рассмотрен и на заседании Рабочей группы, и в Росстандарте, и в ТК 23 «Нефтяная и газовая промышленность».

Кстати, представителей многих технических комитетов по стандартизации мы постоянно приглашаем на заседания нашей рабочей группы. Сотрудничество, совместная работа необходимы. Нефтегазовый комплекс тесно связан с целым рядом других отраслей.

 

– Всегда удается достигнуть взаимопонимания, прийти к консенсусу?

– За редкими исключениями. К сожалению, нам пока не удалось наладить эффективное сотрудничество с Минстроем России и, соответственно, ТК 465 «Строительство», который работает в том числе над документами в области стандартизации, непосредственно касающимися нефтегазового комплекса, но ни нас, ни профильные технические комитеты к сотрудничеству не приглашают.

Надеюсь, что эта проблема носит все­-таки временный характер.

 

– С какой периодичностью проходят заседания Рабочей группы?

– Рабочая группа – это именно рабочий орган, который помогает Министерству энергетики Российской Федерации принимать конкретные решения на уровне федерального органа исполнительной власти. С учетом мнений компаний отрасли и научных организаций. Мы собираемся, когда формируется повестка дня из вопросов, требующих насущного обсуждения. Например, в конце ноября прошлого года мы обсуждали проект свода правил обустройства месторождений нефти и газа на суше, проект документа по эксплуатации трубопроводов газового конденсата и широкой фракции легких углеводородов.

Обсудили проекты информационно­технических справочников по наилучшим доступным технологиям «Добыча нефти» и «Добыча газа». Рассмотрели вопрос о проекте изменений в ГОСТ 26098-84 «Нефтепродукты. Термины и определения».

Наконец, рассмотрели проект изменений в Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».

Причем никак нельзя сказать, что все заседания проходят гладко. Это понятно: мы обсуждаем проблемы, которые находятся в точке пересечения интересов государственных структур, бизнеса, научного сообщества. Поэтому спорим часто и горячо. Но это нормально. В спорах действительно рождается истина.

 

– Какие вопросы находятся в центре внимания Рабочей группы в настоящее время?

– В настоящее время действуют положения стандарта, определяющего содержание воды в нефти и нефтепродуктах. Применение положений этого документа на практике ориентировано практически на использование исключительно импортного оборудования. Причем достаточно дорогостоящего. Компании, которая будет работать по этому стандарту, придется пойти на многомиллионные затраты. Мы обсуждали этот вопрос на заседании Рабочей группы и приняли решение создать редакционную группу для подготовки соответствующих изменений в данный стандарт. Сейчас изменения подготовлены и направлены в Росстандарт.

Еще один ГОСТ определяет вопросы государственного учета нефти. Помнится, еще десять лет назад я выступал категорически против принятия данного стандарта. Он включал в себя целый ряд, мягко говоря, спорных показателей, уже в то время не соответствовал требованиям Налогового кодекса и тем не менее был принят. Мы рассмотрели этот вопрос на Рабочей группе, обратились к разработчикам стандарта, высказали свою аргументированную позицию. И были услышаны. Сейчас ведется подготовка к внесению необходимых изменений в этот документ. Надеюсь, что эта работа будет завершена и стандарт в его новом виде будет соответствовать принятым постановлением Правительства Российской Федерации Правилам учета нефти при добыче.

 

– Как организовано взаимодействие Рабочей группы с государственными органами власти, объединениями бизнеса?

– Очень тесно мы сотрудничаем с Росстандартом, где к нашему мнению обязательно прислушиваются. То же самое можно сказать и о нашей совместной работе с Минпромторгом России.

Конечно, мы тесно контактируем и с общественными объединениями бизнеса, в частности, с Комитетом РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия. Мы уже много лет участвуем в ежегодной конференции «Нефтегазстандарт», которую я считаю прекрасной площадкой для обмена опытом в сфере стандартизации и технического регулирования, общения специалистов, занимающихся этими вопросами. Кстати, нередко та информация, которую мы получаем на этой конференции, влияет на повестки дня заседаний нашей Рабочей группы.

 

– Можно, наверное, сказать, что конференция «Нефтегазстандарт» и Рабочая группа при Минэнерго – при том, что это площадки, разные по форме, – очень хорошо дополняют друг друга?

– Да, конечно. Мы работаем в одном направлении, стараясь объединить для решения самых актуальных проблем в сфере стандартизации и технического регулирования и представителей власти, и предпринимательское сообщество, и научные структуры. Это особенно важно, потому что проблемы эти нужно решать, только объединив усилия.

 

Опубликовано: Информационный бюллетень «Техэксперт» №05/2017 


Поделиться:







Подписка на новости