Сегодня мотиватором развития железнодорожного транспорта в значительной степени является Комплексная программа инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2020 года.
Реализация данной программы в ближайший период для всех участников будет выдвигать свои целевые задачи в создании новой и совершенствовании действующей нормативной базы, тем самым создавая возможность использовать технологии на основе лучших мировых практик или выше такого уровня. Использование при этом инструментов стандартизации приобретает особенно большое значение.
Наш собеседник – президент Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ»), член Правления ОАО «РЖД», председатель ТК 45/МТК 524 «Железнодорожный транспорт» Валентин Александрович Гапанович.
– Валентин Александрович, недавно, выступая на заседании МТК 524 в Минске, вы отметили, что главная первоначальная задача МТК 524 выполнена – завершена разработка минимально необходимого количества стандартов для обеспечения обязательных требований в области технического регулирования для железнодорожного транспорта на пространстве 1520 мм. Вероятно, это подразумевает формирование новых приоритетов в деятельности МТК 524. Каких именно?
– МТК 524 объединяет специалистов железнодорожного транспорта 11 стран СНГ и Балтии. Этот межгосударственный технический комитет по стандартизации – очень важная площадка, которая объединяет страны, может быть, с различным развитием железнодорожного транспорта, машиностроения, предприятий, поставляющих продукцию для нужд железнодорожного транспорта. Но очень важно, чтобы в рамках Евразийского экономического союза мы свои действия координировали.
Сейчас речь идет о создании транспортного коридора между Юго-Восточной Азией и Европой. Понятно, что этот коридор пройдет и по территории Белоруссии, Казахстана, России. Было бы странным при этом применять на железнодорожном транспорте какиелибо технические средства, не увязанные друг с другом, отвечающие требованиям различных, не гармонизированных стандартов. Проведение единой технической политики на железнодорожном транспорте в рамках и СНГ, и ЕАЭС является сегодня самой актуальной задачей.
– Как известно, главные роли в ТК 45/МТК 524 играют ОАО «РЖД» и НП «ОПЖД». Тем не менее на уже упомянутом заседании в Минске вы отмечали тенденцию возрастания активности бизнеса в процессах стандартизации: не только в обсуждении готовых стандартов, но и в инициировании предложений по подготовке новых документов. Приведите, пожалуйста, конкретные примеры подобной активности.
– ТК 45 объединяет сегодня свыше 300 предприятий и около 1000 экспертов и специалистов в области железнодорожного транспорта. Они ведут очень большую работу. Я бы особо отметил подкомитет, работающий по грузовому подвижному составу. Это очень важная площадка. Сегодня есть владелец инфраструктуры в лице РЖД, есть операторы вагонного парка. У них свои интересы, свой бизнес. Как и у владельцев перевозимых грузов, и у грузополучателей. Есть и производители вагонов, сервисные компании, которые осуществляют ремонт подвижного состава, – как частные, так и входящие в структуру РЖД.
То есть речь идет о семи структурах, заинтересованных в том, чтобы качество, эксплуатационные характеристики грузовых вагонов постоянно повышались, чтобы эти вагоны разрабатывались как эффективно функционирующие конструкции, оказывающие при этом наименьшее влияние на инфраструктуру, удешевляющие перевозки, снижающие тарифную нагрузку на грузоотправителя.
Поэтому в работе подкомитета принимают активное участие представители всех заинтересованных компаний. И многие вопросы нам удается решать именно на площадке НП «ОПЖТ». И не просто решать, разрабатывая нормативные документы по грузовому вагоностроению. Активно идет разработка новых конструкций вагонов, например, с повышенной нагрузкой на ось, высокоскоростных. Мы фактически создаем новую нормативную базу в этой области.
– С участием всех заинтересованных сторон…
– Да. При этом очень важно, что, когда речь заходит о разработке конкретных стандартов, финансирование этой работы все активнее берет на себя бизнес. Еще лет 5-7 тому назад основная нагрузка по финансированию разработки стандартов в отрасли ложилась на РЖД, компания вкладывала большие суммы, исчисляемые сотнями миллионов рублей. Это имело очень большое значение, так как именно тогда необходимы были стандарты в перечни под технические регламенты Таможенного союза.
Указанный механизм был запущен. И сегодня бизнес уже отчетливо понимает, что стандарты являются действенным инструментом для повышения качества продукции, ее надежности, безопасности. Компании очень значительные средства вкладывают в разработку стандартов, особенно в вагонном комплексе. В качестве примера можно привести АО «Тихвинский вагоностроительный завод», предприятия «Трансмашхолдинга», Группы Синара.
Бизнес также понял, что стандарты – эффективный инструмент управления активами. Мы сейчас начинаем очень интересный совместный проект с ТК 86 «Управление активами». Для России это принципиально новое направление. Мы вместе с этим техническим комитетом будем реализовывать на Брянском машиностроительном заводе «Трансмашхолдинга» первые пилотные проекты по разработке и последующему внедрению стандартов по управлению активами предприятий. Это прорывное, инновационное для нашей страны направление. Мы уже выезжали на предприятие, провели первые «мозговые штурмы». Руководство компании нас полностью поддержало, будет эти работы финансировать, активно в них участвовать.
– Это – совместный проект с ТК 86. Но ТК 45, вероятно, тесно сотрудничает и с другими техническими комитетами?
– Представители ТК 45 «Железнодорожный транспорт» задействованы в деятельности 24 технических комитетов по стандартизации. Наиболее активно развивается сотрудничество с ТК 12 «Методология стандартизации», ТК 86 «Управление активами», ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент», ТК 124 «Средства и методы противодействия фальсификациям и контрафакту», ТК 246 «Контейнеры».
В рамках заседания ТК 45 в марте текущего года подписаны соглашения о сотрудничестве с ТК 465 «Строительство» и ТК 16 «Электроэнергетика».
Эти соглашения открывают новые перспективы развития стандартизации в области железнодорожного транспорта. Открытость, оперативный обмен информацией и опытом будут способствовать повышению эффективности работы технических комитетов по стандартизации, выработке согласованной позиции между экспертами ТК и скорейшему достижению поставленных целей.
– Российские железные дороги, наверное, можно считать одним из примеров активного внедрения в практику инновационных разработок. Насколько широко используются для этого инструменты стандартизации?
– Около двух лет назад был разработан предстандарт «Инновационные технические средства железнодорожной инфраструктуры. Порядок допуска к эксплуатации». Согласно этому документу новая техника вводится в действие до получения сертификата соответствия, расписан весь порядок подконтрольной и опытной эксплуатации. Предстандарт позволяет подтверждать безопасность и совместимость инновационной железнодорожной инфраструктуры с перспективными техническими средствами.
Назову другой предстандарт, аналога которому в мире нет, – это «Инновационный железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и допуска к эксплуатации». Данный документ регулирует и регламентирует действия всех участников при допуске на инфраструктуру инновационного подвижного состава – вагонов, локомотивов, путевой техники и т. д. Он позволяет подтверждать безопасность и совместимость создаваемого инновационного подвижного состава с инфраструктурой, на которой он будет эксплуатироваться еще на стадии разработки.
– Насколько серьезное внимание уделяет НП «ОПЖТ» участию в процессах международной стандартизации?
– ТК 45 взаимодействует с европейскими техническими комитетами по стандартизации CENELEC/TС 9Х «Электрические и электронные устройства для железных дорог», CEN/TС 256 «Железнодорожный транспорт», а также представляет позицию Российской Федерации по проектам международных стандартов в ISO/TC 269 «Железные дороги». Эта работа достаточно эффективна, и перспективы сотрудничества продолжают расширяться.
Одним из ярких примеров применения инструментов стандартизации в работе всего железнодорожного комплекса может считаться стандарт IRIS, эффективному внедрению которого способствовало взаимодействие Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» и Европейской ассоциации железнодорожной промышленности.
Стандарт является мощным инструментом повышения эффективности бизнеса и качества железнодорожной техники. И мы на практических примерах убедились в том, что IRIS действительно способствует улучшению качества продукции. ОАО «РЖД» инициировало включение в стандарт IRIS новой области сертификации «Инфраструктура» и приступило к сертификации своих структурных подразделений в области технического обслуживания электропоездов и ремонта грузовых вагонов.
Хочу особо отметить, что русский язык является официальным языком стандарта IRIS, что само по себе является признанием заслуг российских участников проекта.
Стандарт оценен международными экспертами, сейчас с участием специалистов компании подготовлен проект международного стандарта ИСО на его основе.
Мы вместе с нашими коллегами из ЮНИФЕ разработали очень серьезный документ – глоссарий «Термины и определения в области железнодорожной промышленности», который увязывает российские, европейские требования в области технического регулирования, стандартизации в транспортном машиностроении и на железнодорожном транспорте. Этот проект – инструмент сближения, общения, обмена информацией, знаниями. Очень важно, чтобы мы говорили на одном языке.
– Можно предположить, что значение активного участия в процессах международной стандартизации возрастет с учетом перспектив развития в нашей стране высокоскоростного железнодорожного транспорта?
– Да, конечно. Там очень много инновационных решений будет использовано, но «изобретать велосипед» мы не будем. Гораздо правильнее использовать лучший мировой опыт в этом направлении – Китая, Франции, Германии, Испании. Поэтому мы будем брать за основу их нормативную базу, адаптированную под российские условия, через процессы гармонизации разрабатывать соответствующие национальные стандарты ГОСТ Р.
Опубликовано: Информационный бюллетень «Техэксперт» №06/2017