Противодействие проникновению на рынок некачественной, контрафактной, фальсифицированной продукции становится все более действенным, причем не только за счет усилий контрольно-надзорных органов. Все чаще активную позицию в этом вопросе занимают общественные объединения бизнеса, такие как НП «Международная Ассоциация "Электрокабель"». О деятельности ассоциации рассказал заместитель генерального директора В. Кашкин.
– Владимир Викторович, что представляет собой Ассоциация «Электрокабель», какие задачи являются для нее приоритетными?
– Ассоциация «Электрокабель» – крупнейшее отраслевое объединение производителей кабельно-проводниковой продукции. В 2016 году ей исполнилось 25 лет. В начале 90-х создание этого объединения в значительной мере помогло сохранить потенциал отрасли, накопленный в советский период. Причем, членами ассоциации сегодня являются предприятия Белоруссии, Казахстана и даже, несмотря на все сложности, Украины.
Важный объединяющий фактор – наличие прекрасной научной базы – ОАО «Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт кабельной промышленности» (ВНИИКП).
Сегодня предприятия, входящие в нашу ассоциацию, занимают примерно три четверти российского рынка кабельно-проводниковой продукции и материалов для ее производства.
Помимо аналитической работы в масштабах отрасли, вопросов импортозамещения, поддержки рынка в последние годы в число приоритетных направлений деятельности ассоциации вошла борьба с обращением на рынке фальсифицированной, контрафактной продукции. Конечно, прежде всего, очень сильное негативное влияние на рынок оказывает присутствие на нем недобросовестных органов по сертификации и испытательных лабораторий, а с другой стороны, таких производителей, которые проводят совершенно осознанно политику выпуска на рынок некондиционной, некачественной, а подчас и просто опасной продукции.
Это серьезная проблема, напрямую связанная с вопросами сертификации и стандартизации. Общеизвестно, что сегодня получить сертификат на продукцию в обход действующих правил нетрудно. Причем, делается это быстро и не требует значительных затрат. И многие недобросовестные производители такой возможностью пользуются.
Соответственно, компании, которые выпускают продукцию, соответствующую требованиям стандартов, проводят ее сертификацию, проходят процедуру инспекционного контроля, тратят на это значительные средства, что отражается на себестоимости выпускаемой продукции. Это дает недобросовестным предприятиям весомые конкурентные преимущества.
Мы стараемся повлиять на ситуацию. Поэтому с июля 2016 года мы объединились с еще двумя ассоциациями. Первая называется «Честная позиция» и объединяет крупнейших дистрибьютеров российской электротехники, в том числе, и кабельно-проводниковой продукции. Вторая – ассоциация «Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия» (Алюминиевая Ассоциация России), в которую входят производители одного из важнейших материалов для кабельной промышленности.
Мы объединили свои усилия и сейчас реализуем совместные проект «Кабель без опасности». Основная задача проекта – резкое сокращение на кабельном рынке объемов фальсифицированной и контрафактной продукции.
– А какова сейчас доля такой продукции?
– Нужно понимать, что рынок кабельной продукции неоднороден. Большие сегменты в нем в качестве потребителей занимают, например, такие гиганты, как «РЖД», «Росатом», крупные компании нефтегазового сектора, электросетевые компании. У них, как правило, эффективно действует входной контроль, гдето существуют и свои, дополнительные системы добровольной сертификации. Пытаться поставить сюда некачественную продукцию – бесполезно. Достаточно большие объемы закупают предприятия жилищного строительства. Они также внимательно в большинстве своем смотрят на качество, хотя, бывают исключения.
Но при этом большой сегмент занимает так называемый, потребительский рынок, где основные покупатели – это частные лица или совсем небольшие фирмы, индивидуальные предприниматели. Вот туда, как правило, и направляют основные объемы некачественной продукции. Поэтому, если брать весь рынок целиком, то по нашим прикидкам доля контрафакта и фальсификата на нем – 20-25%. Но если говорить про потребительский сегмент, то там цифры совсем другие. Проверки в рамках проекта «Кабель без опасности» выявили регионы, где качественная продукция на строительных рынках и в магазинах вообще отсутствовала. В других – фальсификат и контрафакт составлял 70-90%. Сейчас, думаю, средний показатель в этом секторе нам удалось снизить до 40-45%.
– За счет чего удалось это сделать?
– В первую очередь, за счет того, что дистрибьютеры повысили требования к закупаемой продукции. Потому хотя бы, что многие дистрибьютерские компании правильно оценили репутационные риски, которые несет торговля некачественной продукцией. Многие из них за последние годы из небольших фирм выросли в крупные публичные компании. Именно они сегодня активно включились в борьбу с некачественной продукцией. Ее присутствие на рынке для них невыгодно.
Мы совместно с ассоциациями-партнерами и организовали масштабные проверки качества поступающей на рынок продукции. К этой работе мы привлекли Торгово-промышленную палату, а для испытаний обращаемся в доверенные испытательные центры. В августе мы заключили соглашение с Росстандартом о совместной борьбе с фальсифицированной продукцией.
– То есть, занялись налаживанием контроля на общественном уровне?
– Да. Одним из элементов этой работы стала оценка качества сертификатов. Мы заключили договор с экспертным центром и передавали им на экспертизу все сертификаты, которые к нам попадали. Выяснилось, что только к 25% сертификатов, которые были проверены, нельзя было предъявить никаких претензий. Порядка 40% сертификатов были выданы с нарушениями установленного порядка. Например, без проведения испытаний образцов, инспекционного контроля. Еще 15% – откровенные фальшивки, подделки – нигде не зарегистрированные, не внесенные ни в какие базы.
Еще примерно 20% сертификатов выданы органами по сертификации, которые в настоящее время уже прекратили свое существование. По сути, такие сертификаты должны быть признаны недействительными. Но, к сожалению, сама процедура признания в нашем законодательстве никак не прописана. Добросовестный орган по сертификации за год может выдать порядка сотни сертификатов. Между тем, был случай, когда орган по сертификации проработал всего год и был закрыт. Но за этот год он умудрился выдать… 11 тыс. сертификатов. Причем, на самые разные виды продукции. Стоит ли говорить, насколько можно верить таким сертификатам?
– А что можете сделать в этой ситуации вы – общественное объединение?
– Общаясь с представителями Росстандарта, Росаккредитации мы детально обрисовывали им обстановку. В ответ услышали совершенно логичное: «Дайте нам конкретные факты». Этим мы и занялись. Собираем и направляем в ведомства информацию по недобросовестным органам по сертификации, по сертификатам, которые незаконно обращаются на рынке. У нас есть возможность давать государственным органам оперативную информацию с рынка, который мы, члены ассоциации, видим изнутри. Мы также сотрудничаем с Комитетом РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, который в последние годы вплотную занялся проблемой контрафакта и фальсификата. Все более тесно контактируем с Межведомственной отраслевой рабочей группой по осуществлению защиты и повышению качества контроля рынка промышленной продукции. Данная рабочая группа создана при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
Кстати, очень важно, что по решению Государственной комиссии подготовлен и уже внесен в Правительство проект изменений в Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Предполагаемые изменения как раз направлены на регламентирование процедуры отзыва, признания недействительными сертификатов, выданных уже несуществующими органами по сертификации. Подготовка таких изменений в закон была официально поддержана нашей ассоциацией.
– В последнее время число отраслевых ассоциаций, подобной вашей, растет?
– Совершенно верно. Причем, нередко на их базе формируются новые технические комитеты по стандартизации. Предприятия отраслей начинают вкладывать средства в стандартизацию. Это также очевидная тенденция: добросовестный бизнес хочет реально влиять на требования к качеству выпускаемой отраслью продукции.
Если говорить о стандартизации в нашей отрасли, то существует одна серьезная проблема. Большинство продукции кабельщиков подпадают под действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования». Но дело в том, что перечни стандартов под этот регламент не актуализировались с 2011 года. Понятно, что это создает производителям массу проблем. Мы не раз обращались в Евразийскую экономическую комиссию по этому вопросу. Наконец, буквально несколько недель назад было принято окончательное решение, и в будущем году перечни будут актуализированы. Заслуга в том, что дело сдвинулось с мертвой точки, принадлежит, в первую очередь, ТК 46 «Кабельные изделия», который ведет ВНИИКП.
Вообще, наша ассоциация, вплотную занявшись качеством продукции на рынке, сотрудничает сразу с несколькими техническими комитетами по стандартизации. В этой связи хочется отметить работу ТК 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий». В этом техническом комитете разработали стандарт, который позволяет с помощью математических методов оценить уровень добросовестности предприятия. Работа ведется как раз через отраслевые ассоциации. Можно сказать, что эти объединения берут на себя ответственность за качество работы своих членов. Более того, уже сейчас существует практика, когда предприятия, имеющие сертификат соответствия требованиям данного ГОСТа, получают нематериальные баллы при участии в торгах на госзакупки.
То есть, у нас имеется несколько возможностей влияния на ситуацию. Прежде всего, через работу в профильных технических комитетах по стандартизации – ТК 46 и ряде смежных ТК. Борьба с фальсификатом и контрафактом идет в сотрудничестве с ТК 124 «Средства и методы противодействия фальсификациям и контрафакту», членом которого является ассоциация. Плюс ТК 066. Благодаря этому сотрудничеству наши предприятия могут выводить свою продукцию на рынок, находить конкурентные преимущества.
Для нас совершенно очевидно, что необходимость борьбы с контрафактом, фальсификатом, обращением на рынке некачественной продукции, которая сейчас активно декларируется властными структурами, должна вестись не только «сверху», но и «снизу», со стороны добросовестного бизнеса. Только тогда она может быть по-настоящему эффективной. Отраслевая ассоциация как никто другой может выявить негативные тенденции на рынке, проанализировать их причины, найти нужное «противоядие». С помощью крупнейших объединений бизнеса, государственных структур.
Опубликовано: Информационный бюллетень «Техэксперт» №01/2017