17 июня 2020 года в ТПП России в режиме видеоконференции состоялся круглый стол на тему «Цифровая маркировка и система прослеживаемости товаров в Российской Федерации: актуальные вопросы внедрения в связи с действием ограничительных мер в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID – 19» с участием представителей торгово-промышленных палат, комитетов и советов, организаций-членов ТПП РФ, торгово-промышленных палат, Минпромторга России, Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) и отраслевых союзов и ассоциаций бизнеса. Всего в круглом столе приняли участие более 60 руководителей отраслевых союзов, ассоциаций, коммерческих организаций и торгово-промышленных палат.
Подобные мероприятия, регулярно организуемые на площадке ТПП РФ, являются продолжением непростого диалога представителей бизнеса и органов власти, призванного снять острые противоречия и прийти к согласованным решениям.
Модератором заседания выступил председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов.
Открывший круглый стол вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин в своем выступлении отметил, что тема маркировки и системы прослеживаемости товаров в последний год является одной из самых обсуждаемых в бизнес-сообществе.
ТПП РФ и предпринимательское сообщество положительно отмечают определенную гибкость законодательных и исполнительных органов в вопросах переноса сроков вступления в силу положений законодательства об обязательной маркировке, – маркировку лекарственных средств перенесли с 1 января на 1 июля 2020 года, товаров легкой промышленности с 1 июля 2020 года на 1 января 2021 года, обуви с 1 марта на 1 июля 2020 года.
Торгово-промышленной палатой совместно с отраслевыми предпринимательскими объединениями подготовлен и направлен в Правительство ряд предложений по преодолению явлений, вызванных сложившимися экономическими условиями. В том числе, Палатой предложено перенести введение обязательной маркировки в отраслях, запланированных на 2020 год, на 2021 год, что должно помочь российским предприятиям избежать существенных финансовых потерь.
Перенос сроков на несколько месяцев вряд ли что-то принципиально изменит для государства, но может быть очень существенен для конкретных предприятий, особенно малых и средних.
С 1 июля 2020 года вводится маркировка обуви, лекарственных препаратов и табачных изделий. Она коснется производителей, импортеров, дистрибьюторов продукции, а также оптовых и розничных продавцов, аптек и медицинских организаций.
Палатой проведен опрос предпринимателей. В нем приняло участие 285 респондентов (объединения предпринимателей):
✦ 68 респондентов относятся к маркировке положительно: маркировка поможет сделать рынок прозрачным, устранит недобросовестную конкуренцию, очистит рынок от подделок, защитит бренды, для потребителей станет подтверждением легального происхождения товара.
✦ 127 относятся критически: введение маркировки усложнит производственные процессы и увеличит затраты предприятия, отразится на конечной цене товара.
✦ 90 отрицательно: внедрение маркировки на предприятии приведет к его разорению.
Председатель Совета директоров компании «Снежная королева», член Правления АКОРТ Вугар Исаев проинформировал об актуальных тенденцих влияния маркировки на ведение бизнеса в условиях ограничительных мер на потребительском рынке о положительном опыте внедрения маркировки меховых изделий.
О проведении эксперимента по маркировке в молочной отрасли и влияние метода на ведение бизнеса в условиях ограничительных мер рассказал участникам генеральный директор «Союзмолоко» Артём Белов.
О готовности участников рынка в сфере производства безалкогольных напитков, минеральных вод и соков к эксперименту по внедрению маркировки в условиях экономического кризиса рассказал президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков.
О готовности участников обувного бизнеса к обязательной маркировке товаров средствами идентификации в условиях ограничительных мер рассказала заместитель генерального директора Российского союза кожевников и обувщиков Ирина Евсюкова.
О готовности участников рынка в сфере фармацевтической промышленности к введению обязательной цифровой маркировки в условиях действия ограничительных мер сообщил генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев.
Исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены Петр Бобровский поделился опытом внедрения маркировки в парфюмерно-косметической отрасли в условиях ограничительных мер.
Позицию Общероссийского союза общественных объединений «Союз потребителей Российской Федерации» (СПРФ) по вопросу влияния введения маркировки на конечную цену товара представил участвовавший в заседании круглого стола председатель СПРФ Петр Шелищ.
О работе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по вопросам внедрения маркировки на всей территории страны рассказала директор Департамента системы цифровой маркировки и легализации оборота продукции Минпромторга России Екатерина Приезжева. Она отметила, что Минпромторг уже обратился в Правительство Российской Федерации с предложением не менять сроки маркировки, но предусмотреть шестимесячный мораторий в части ответственности за участие в обороте без идентификации товаров для тех предпринимателей, которые не успели подготовиться к этому. Данная мера позволит более комфортное вхождение компаний в маркировку.
Директор Департамента общего бизнес-анализа, руководитель направления «Легкая промышленность» Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Вера Волкова проинформировала участников круглого стола о готовности ЦРПТ к старту маркировки обуви, лекарственных препаратов и табачных изделий и возможных проблемных моментах, а также ответила на ряд вопросов участников видеоконференции.
О влиянии маркировки на ведение бизнеса в условиях ограничительных мер в сфере производства электробытовой и компьютерной техники проинформировал президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Александр Онищук. Он также отметил, что с 1 октября 2020 вводится маркировка фотокамер и вспышек, но так называемая система защиты товарного знака не интегрирована Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по интеллектуальной собственности в систему цифровой маркировки товаров, что позволит недобросовестным предпринимателям на вполне законных основаниях использовать чужие товарные знаки, ввозить и реализовывать продукцию.
Подводя итоги круглого стола, Александр Борисов призвал участников направить в ТПП РФ замечания и предложения по итогам мероприятия, которые после обобщения будут направлены в адрес Правительства Российской Федерации.
Источник: ТПП РФ